Слух Вашего ребенка

Нарушение слуха ребенка касается всей семьи.

Главная задача врачей — сделать так, чтобы у детей с нарушением слуха и у нормально слышащих детей были одинаковые возможности для общения и развития

На следующих страницах вы найдете информацию о ранних симптомах нарушения слуха, об общении ребенка в школе, а также узнаете о том, каким образом вам, как родителю ребенка, помочь ему справится с практическими и психологическими проблемами, возникающими в связи с нарушением слуха.

Знаете ли вы, что …

  • информация о снижении слуха, которой располагают семья и друзья слабослышащего ребенка, оказывает значительное влияние на формирование самооценки ребенка и его уверенность в себе?
  • 3 % от общего числа детей во всем мире страдают снижением слуха?
  • количество детей с нарушениями слуха постоянно увеличивается?
  • один из десяти детей, начинающих обучение в школе, имеет ту или иную степень снижения слуха?

Что вы должны знать о нарушении слуха вашего ребенка
С того момента, как у вас возникло подозрение о том, что у вашего ребенока имеется нарушение слуха, или когда впервые вашему ребенку ставится диагноз «тугоухость», вся ваша семья вступает в мир новой информации и терминологии. Четкое и правильное понимание проблем нарушения слуха – от функционирования нашего органа слуха до различных методов диагностики нарушения слуха - поможет вам принять правильные решения и справиться с возникшей проблемой.

На следующих страницах вы найдете информацию о физиологических аспектах нарушения слуха, а также некоторые объективные данные.
Нормальное развитие слуха
Когда речь идет о человеке, очень трудно дать определение тому, что такое «нормальное развитие». Мы все разные и, следовательно, у нас разные темпы развития.

Мы составили перечень общих этапов развития ребенка с нормальным слухом. Ваша главная задача состоит в том, чтобы проследить, проходит ли ваш ребенок все этапы развития. Не так важно, в каком возрасте ребенок доходит до определенного этапа.

Этапы развития слуха ребенка
  • Пренатальная (дородовая) стимуляция На 20-ой неделе беременности плод уже имеет рудиментарный слух. Начиная с этой стадии слух постепенно развивается до рождения ребенка. Плод может слышать звуки, поступающие из вне, но воспринимает низкочастотные звуки намного лучше, чем высокочастотные.
  • 0-4 месяцев Ребенок пугается внезапных и громких звуков и начинает локализировать звуки глазами или движением головы.
  • 3-6 месяцев Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Вероятно, на этой стадии ребенок начинает узнавать знакомые голоса.
  • 6-12 месяцев Лепетание. Ребенок начинает понимать простые слова такие как, например, «мама» и «папа» и реагировать на простые предложения.
  • от года до полутора лет Лепет постепенно переходит в слова. Ребенок может использовать около 20-ти слов и понимать около 50-ти.
  • 2 года В большинстве случаев ребенок уже может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детские книжки, и он может указывать пальцем на рисунки в книжке и называть названия часто встречающихся в ней предметов.
  • 3-4 года Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы задавать вопросы и выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.
Нарушение слуха у детей
Повреждение любой части органа слуха может негативно отразится на восприятии звуков.

Некоторые типы нарушения слуха можно корректировать медикаментозно или путем хирургического вмешательства. Остальные типы нарушения слуха можно компенсировать с помощью слухового аппарата.

Нарушение слуха оказывает большое влияние на развитие ребенка Нарушение слуха по-разному отражается на развитии ребенка. Врожденное нарушение слуха может значительно замедлить языковое развитие ребенка в то время, как нарушение слуха, появившееся после завершения основного языкового развития, играет менее важную роль.

Степень потери слуха также имеет важное значение. В большинстве случаев тяжелая степень снижения слуха оказывает большее влияние на развитие речи ребенка, чем небольшая степень снижения слуха.

Ранняя диагностика имеет решающее значение
Крайне важно обнаружить и компенсировать нарушение слуха как можно раньше. Научные исследования показывают, что речевое развитие слабослышащего ребенка можно сравнить с речевым развитием ребенка с нормальным слухом, при условии протезирования ребенка в возрасте до 6 месяцев.

Предрассудки
«Потеря слуха» или «снижение слуха» отнюдь не значит «глухота». Глухой человек не в состоянии слышать звуки - как со слуховым аппаратом, так и без него. Так как большинство типов нарушения слуха можно компенсировать с помощью слуховых аппаратов, более правильным термином является «нарушение» или «снижение слуха».
Симптомы нарушения слуха
В большинстве случаев слабослышащие дети учатся компенсировать частичное снижение слуха, становясь более чувствительными к вторичным информационным импульсам таким, как изменение света в комнате при открытии или закрытии двери, вибрации пола или движение воздуха.

Поведение ребенка может казаться вполне обычным, и это усложняет обнаружение нарушения слуха. Самым лучшим способом ранней диагностики снижения слуха у новорожденного ребенка является проверка слуха путем проведения программ скрининга. В странах, где скрининг не является обязательным элементом в обследовании новорожденных детей, первое подозрение о том, что ребенок имеет нарушение слуха, чаще всего возникает у родителей.

Доверяйте своей интуиции
Доверяйте своей интуиции, если у вас возникло предположение о том, что ваш ребенок плохо слышит. Если вы не уверены, обратитесь к врачу-аудиологу для того, чтобы он проверил слух вашего ребенка.

Проверка слуха проводится назависимо от возраста ребенка. Результаты научных исследований показывают, что чем раньше слабослышащий ребенок будет протезирован, тем бoльших речевых навыков он сможет достичь.

Проверка слуха – простой и безболезненный способ оценки возможности вашего ребенка воспринимать окружающий его звуковой мир.

Знаете ли вы, что ...
  • все больше детей страдают от снижения слуха.
  • одной из причин роста числа детей с нарушениями слуха является высокий уровень шума, окружающий детей в школах и детских садах.
  • исследование детей-школьников, проведенное в Дании в течение 20-ти лет, показало, что в 1977 году около 7 % от общего числа слабослышащих детей уже имели ту или иную форму нарушения слуха в дошкольном возрасте. К 1997 году число таких детей увеличилось до 30 %.
Типы нарушения слуха
Многие люди считают, что снижение слуха является признаком старости. Несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха действительно связано со старением организма, существует и ряд других причин. Нарушение слуха может быть врожденным (наследственным), приобретенным (полученным в следствии болезни) или идиопатическим (неясного происхождения).

Нарушение слуха разделяют на две категории: кондуктивное и сенсоневральное - в зависимости от того, в каком отделе органа слуха возникло нарушение. У ребенка может быть также смешанное нарушение слуха, то есть комбинация двух типов. Для того, чтобы определить правильный способ лечения или протезирования, необходимо знать, о каком типе нарушения слуха идет речь.

Кондуктивное нарушение слуха
Причины возникновения кондуктивного нарушения слуха: воспаление среднего уха (отит) разрыв цепи слуховых косточек повреждение барабанной перепонки нарушение анатомии внешнего уха отосклероз ушная сера

Типичные причины возникновения кондуктивного нарушения слуха у детей
Ушная сера или грязь
Скопление ушной серы и грязи в ушном канале (например, отторгнутые чешуйки кожи, волосы и пыль) может быть причиной кондуктивного нарушения слуха.

Если ушная сера является причиной снижения слуха, ее следует удалить, обратившись к врачу-аудилогу. Чаще всего после удаления ушной серы/грязи слух полностью восстанавливается.

Воспаление среднего уха (отит)
Воспаление среднего уха является распространенным заболеванием, особенно у маленьких детей. Острая форма воспаления крайне болезненна и требует незамедлительного лечения. Если не начать процесс лечения сразу же после обнаружения болезни, существует риск разрыва барабанной перепонки.
Обычно дефект барабанной перепонки закрывается самостоятельно, путем разрастания тканей перепонки вокруг перфорации (повреждения). Однако повторные случаи воспаления среднего уха, сопровождающиеся утолщением (рубцеванием) барабанной перепонки, могут стать причиной появления кондуктивного нарушения слуха, трудно поддающегося лечению.

Сенсоневральное нарушение слуха
Причины возникновения сенсоневрального нарушения слуха:
снижение слуха, связанное со старением организма наследственное нарушение слуха приобретенное нарушение слуха (вследствие болезни) врожденное нарушение слуха акустическая травма

Типичные причины возникновения сенсоневрального нарушения слуха у детей
Врожденное нарушение слуха
Данный тип нарушения слуха означает, что ребенок рождается слабослышащим. Врожденное нарушение слуха может быть наследственным, т.е. являться последствием известной или неизвестной наследственной болезни, например, при генетическом синдроме Дауна.

Врожденное нарушение слуха может являться следствием злоупотребления беременной женщиной алкоголем, наркотиками и медицинскими препаратами, а также следствием болезней до или во время беременности. Данное нарушение слуха может возникнуть и в результате осложнений при родах.

Акустическая травма
Сенсоневральное нарушение слуха может возникнуть в следствии продолжительного воздействия громких звуков на слух или кратковременного воздействия внезапного, чрезмерно громкого звука, как, например, при фейерверке или выстреле.

Инфекции
Острые формы некоторых заболеваний таких, как, например, корь, свинка, менингит или коклюш, могут повлечь за собой сенсоневральное снижение слуха различной степени.
Проверка слуха
Если у вас возникло подозрение о том, что ваш ребенок плохо слышит, или в случае, если состояние ушей причиняет беспокойство, то следует провести проверку слуха ребенка.

Проверить слух ребенка можно независимо от возраста, в том числе и новорожденным детям. Существуют разные методы проверки слуха, применяемые в зависимости от возрастной группы и уровня развития ребенка. Методы проверки слуха не вызывают неприятных ощущений у вашего ребенка.

Каким образом проводится проверка слуха?
Обычное тестирование слуха, при котором пациент должен активно реагировать на тестовый звуковой сигнал, не пригоден для тестирования слуха маленьким детям, так как он требует адекватных, надежных ответов.

Аудиограмма
Аудиограмма – это графическое изображение результатов тестирования слуха или аудиометрического измерения.

Если ваш ребенок старше шести месяцев, то вы можете получить копию аудиограммы. Если ваш ребенок младше шести месяцев или в случае, если не удалось завершить измерение аудиограммы, так как ребенок не содействовал в процессе тестирования, то врач-аудиолог может поставить диагноз на основе других данных.

В таких случаях измерение аудиограммы проводится позже, когда ребенок немного повзрослеет.

Всегда просите у врача копию аудиограммы. Копия аудиограммы может вам понадобиться, когда вы будете сравнивать результаты новой аудиограммы с результатами более старой.
Диагноз
Диагностика слуха ребенка может подтвердить или опровергнуть предположение о том, что ваш ребенок плохо слышит. После нескольких осмотров или посещений врач-аудиолог может по результатам проверки слуха поставить диагноз вашему ребенку, т.е. определить тип нарушения слуха (кондуктивный, сенсоневральный или смешанный), степень нарушения слуха (от легкой до тяжелой степени) и проинформировать вас о том, является ли нарушение слуха односторонним или двусторонним.

Информация важна
Врач также должен дать прогноз ожидаемых, дальнейших изменений слуха ребенка. Несмотря на большое количество информации, врач проинформирует вас о некоторых фактах относительно потери слуха и о том, каким образом вы, как родитель, можете помочь ребенку справиться с недугом и максимально улучшить качество его жизни.

Наиболее распространенная реакция
Может быть вы уже давно подозреваете, что ваш ребенок страдает снижением слуха, однако окончательный диагноз, подтверждающий ваши опасения, может стать для вас большим потрясением. Некоторые родители начинают упрекать себя в том, что их ребенок плохо слышит, и испытывать чувство отчаяния.

Другие не могут смириться с мыслью о том, что у ребенка снижение слуха. Такие реакции вполне нормальны. Для осознания новой ситуации необходимо не только время, но и понимание со стороны близких и знакомых людей.

Многие из этих чувств непосредственно связаны с вопросами, оставшимися без ответа. Часто ответы на возникшие вопросы, а также знание того, как справится с возникшей проблемой, могут оказать успокаивающее действие. Поэтому говорите с людьми, которые, по вашему мнению, могут ответить на ваши вопросы или просто успокоить вас.

Вопросы типа «Станет ли жизнь моего ребенка намного сложнее из-за нарушения слуха?» или «Сможет ли мой ребенок нормально говорить?» являются наиболее распространенными.

Помните, что вы не одни
Вы и ваш ребенок можете получить необходимую поддержку со стороны разных людей.

У многих родителей возникает желание поговорить с врачом-аудиологом, другими родителями слабослышащих детей, учителями, а также детьми с нарушением слуха или взрослыми, которым был поставлен диагноз снижения слуха в детстве. Эти люди могут не только ответить на многие ваши вопросы, но и своим жизненным опытом помочь вам обрести новый, позитивный взгляд на возникшую проблему.
Родители слабослышащего ребенка
Дети рождаются свободными от предрассудков. Ребенок принимает мир таким, каков он есть. Слабослышащий ребенок не чувствует себя особенным, если к нему относиться, как к полноценному человеку.

Человек имеет удивительную способность компенсировать свои физические и психические недостатки. У каждого из нас имеются свои недостатки, с которыми мы ежедневно справляемся – у одного слабое зрение, у другого слабый организм, у третьего вспыльчивый характер.

Мифы и предрассудки, связанные с нарушением слуха
Отношение к нарушению слуха, распространенное в кругу вашей семьи и друзей, имеет решающее воздействие на восприятие ребенком самого себя и развитие его чувства собственного достоинства.

Если вы стараетесь быть открытыми и хорошо информированными, поддерживаете своего ребенка и правильно относитесь к нарушению слуха, вы тем самым помогаете своему ребенку сохранить открытость и положительный настрой по отношению к окружающему миру.
Первые шаги
Часто родители раньше всех начинают подозревать, что ребенок имеет нарушение слуха. Если у вас возникло такое подозрение, крайне важно, как можно раньше принять необходимые меры.

Ваша быстрая реакция может иметь важное, положительное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Простая и безболезненная процедура проверки слуха может подтвердить или опровергнуть ваше предположение, а современная технология может обеспечить эффективную реабилитацию.

Однако не следует забывать по-прежнему играть с ребенком, петь ему песни и просто разговаривать с ним. Любовь и внимание родителей играют важнейшую роль для всех детей – независимо от состояния их слуха.

Ниже приведен перечень полезных советов. Следуйте этим советам, если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеется нарушение слуха.

Полезные советы
  • По-прежнему играйте с ребенком, пойте ему песни и разговаривайте с ним. Контакт с другими людьми имеет важное значение для эмоционального развития всех детей. Слабослышащий ребенок еще больше, чем нормально слышащий ребенок нуждается в тесном контакте со своими родителями для того, чтобы развить свои речевые навыки.
  • Смотрите на вашего ребенка, когда вы обращаетесь к нему. Движение ваших губ, мимика и ваши жесты передают важную информацию.
  • Прежде чем обратиться к ребенку, убедитесь, что комната хорошо освещена, чтобы ребенок мог ясно видеть ваше лицо.
  • Обратитесь к врачу-аудиологу, имеющему опыт работы в области педиатрической аудиологии и настройки слуховых аппаратов детям, для того, чтобы он проверил слух вашего ребенка.
  • Приобретите слуховые аппараты для ребенка как можно раньше для того, чтобы максимально мобилизовать возможности остаточного слуха. Чем раньше ребенок начинает пользоваться слуховыми аппаратами, тем выше его шансы в отношении оптимального развития речевых навыков.
  • Свяжитесь с другими людьми и местными организациями. Ваша семья не единственная, в которой есть слабослышащий ребенок. Во многих городах есть организации, которые поддерживают и консультируют слабослышащих людей и их родственников.
  • Вы также можете найти много полезной информации о нарушении слуха в библиотеках и книжных магазинах.
Общение Именно что и как слышит ваш ребенок, зависит от его уникального характера нарушения слуха. Попросите врача-аудиолога описать характер нарушения слуха ребенка для того, чтобы у вас была возможность как можно лучше общаться с вашим ребенком. В большинстве случаев рекомендуется говорить внятно и четко, произносить каждое слово, особенно те слоги, которые являются важными для разборчивости речи. В этом случае уменьшается потребность в повторении слов и предложений, и ваше общение с ребенком значительно облегчается. Посещайте занятия по речевому развитию Данная форма обучения способствует улучшению пассивных (слушание) и активных (речь) речевых навыков. Специалист по речевому развитию (сурдопедагог) создает приятную атмосферу обучения и учит ребенка распознавать слова и произносить определенные звуки, слова и предложения. Если у вашего ребенка двустороннее нарушение слуха или тяжелая степень снижения слуха, занятия по развитию речевых навыков являются необходимыми. При желании вы можете дополнить обучение альтернативными методами обучения, где практикуется чтение по губам, язык жестов и объяснение при помощи пальцев рук. Советы для успешного общения со слабослышащим ребенком
  • Никогда не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной.
  • Находитесь в непосредственной близости к ребенку, когда вы разговариваете с ним. При двойном увеличении расстояния громкость звука наполовину уменьшается. Всего несколько шагов могут быть препятствием для понимания и общения.
  • Убедитесь, что ваш ребенок смотрит на вас, когда вы обращаетесь к нему.
  • В ситуации, когда присутствует несколько собеседников, сначала обратитесь к ребенку по имени.
  • Говорите медленно и внятно. Не кричите. Часто артикуляция, а не громкость голоса, имеет решающее значение для разборчивости речи.
Группа поддержки
Будучи родителями слабослышащего ребенка, вы находитесь во главе группы поддержки, которая помогает создать наилучшие условия для полноценного развития ребенка.

Для обеспечения оптимальных условий для жизни слабослышащего ребенка от вас требуются целеустремленность, энергия и решительность. Для этого необходимо ознакомиться с большим количеством информации и возможностями выбора, что иногда представляется трудной, а порой и неосуществимой задачей. Однако достигнутые результаты стоят затраченных усилий.

Ниже приведен перечень советов, которые помогут вам – родителям слабослышащего ребенка - подготовиться к роли лидеров группы поддержки. Здесь же приведен перечень некоторых важных составляющих группы поддержки.

Роль родителей в группе поддержки
  • Доверяйте своей интуиции Если вы сомневаетесь в правильности советов специалистов или считаете, что вы не получили всю необходимую информацию, или заметили, что слуховые аппараты вашего ребенка не работают должным образом, обратитесь за помощью. Вы знаете своего ребенка лучше других.
  • Будьте хорошо информированы Чем больше вы знаете о нарушении слуха и о том, где можно найти помощь и поддержку, тем лучше вы сможете обеспечить вашего ребенка оптимальными условиями для полноценного развития. Ищите информацию о правах вашего ребенка и возможностях выбора, которые имеет ваш ребенок в вашей стране. Стремитесь найти информацию о том типе нарушения слуха, которым страдает ваш ребенок, и о существующих технологиях для его компенсации.
  • Расширьте группу поддержки Большая группа поддержки является хорошей основой для будущего вашего ребенка. Обращайтесь за помощью не только к профессиональной части группы поддержки, состоящей из врачей-аудиологов, воспитателей, учителей и других специалистов, но и в организации для слабослышащих, родительские комитеты, а также ищите информацию в печатных изданиях на данную тему.
  • Берегите себя Воспитание нормально слышащего ребенка требует приложения больших усилий. Воспитание же слабослышащего ребенка с его индивидуальными потребностями иногда может казаться родителям непосильной задачей. Берегите себя во избежание физического и душевного перенапряжения.
  • Будьте терпеливы Терпение поможет вам справиться с повседневными заботами. Поэтому не спешите, ставьте перед собой реальные цели. Важно иметь поддержку со стороны других людей, поэтому делитесь своими проблемами, рассказывайте о своих чувствах членам вашей семьи и друзьям. Не бойтесь искать помощи, когда она вам так необходима.
Остальные члены группы поддержки
Родители играют важную роль в воспитании и поддержке слабослышащего ребенка. Однако в оптимально функционирующую группу поддержки должны входить и другие люди.
  • Аудиологическая и медицинская помощь Врач-аудиолог ответственнен за то, чтобы помочь вашему ребенку максимально использовать возможности новейших технологий в области слухопротезирования. Он должен регулярно проводить проверку слуха вашего ребенка и вносить необходимые изменения в настройку слуховых аппаратов. Врач-аудиолог должен ознакомить вас со всеми функциями слуховых аппаратов и их использованием, а также предоставить вам необходимую информацию о нарушении слуха вашего ребенка.
  • Занятия по развитию речи Сурдопедагоги и логопеды применяют различные методики при обучении слабослышащих детей, которые помогают им развивать речевые навыки и усваивать новые языковые средства (слова, фразы). Узнайте, предоставляется ли такое обучение в школе вашего ребенка. Специалисты по развитию речи могут также научить вас тому, как вы должны общаться со слабослышащим ребенком.
Школа
Детство – это время, когда ребенок усваивает массу важной информации, составляющей основу для его дальнейшей взрослой жизни.

Каждый день наполнен для ребенка новой информацией. Он учится понимать связь между предметами окружающего мира - и в то время, когда он тихо сидит на уроке, и тогда, когда он полностью увлечен игрой.

Учителя занимают важное место в группе поддержки вашего ребенка
Учителя занимают важное место в группе поддержки вашего ребенка, которая помогает создавать наилучшие условия для его полноценного развития. Дети с тяжелой степенью снижения слуха обычно обучаются в специальных школах. Однако многие родители выбирают для ребенка обычную местную школу, а не специальную школу для слабослышащих детей.

Учителя должны понимать, что звуковая обстановка в классе играет важную роль в развитии слабослышащего ученика. Оптимальная звуковая обстановка в классе важна как для успешного усвоения урока слабослышащим учеником, так и для его физического и душевного комфорта. Важно, чтобы слабослышащий ребенок наравне с другими детьми активно принимал участие в школьных мероприятиях.
Важно получить именно ту помощь, в которой нуждается ваш ребенок
Являясь родителями слабослышащего ребенка, вы можете принять активное участие в профессиональной поддержке, оказываемой вашему ребенку. Вы можете открыто вступать в диалог со всеми специалистами, участвующими в процессе слухопротезирования, задавать им любые вопросы и требовать ответа, который вам полностью понятен.

Процесс слухопротезирования представляет собой нелегкую задачу для врача-аудиолога. Особенно в его начале неизбежно прохождение по пути проб и ошибок, чтобы найти наилучшую стратегию для компенсации нарушения слуха у ребенка. Выбранная стратегия, которая является комбинацией выбора типа усиления, формы общения и метода обучения, должна обеспечить ребенку наилучшую слышимость звуков и оптимальные условия для общения и развития. Другими словами, главная цель состоит в том, чтобы максимально улучшить качество жизни слабослышащего ребенка. Благодаря передовым технологиям, представленным на современном рынке, ваши надежды и надежды вашего ребенка полностью оправдаются!

Усиление звуковых сигналов
С помощью усиления звуков слабослышащий ребенок может общаться с окружающим его миром. Для оптимальной стимуляции остаточного слуха следует как можно раньше обеспечить его компенсацию, т.е. провести слухопротезирование сразу же после постановки диагноза. Усиление не может восстановить нормальный слух, но помогает ребенку слышать звуки, которые были бы неслышимыми без него. Существует два способа реабилитации: слуховые аппараты и кохлеарный имплант.

Слуховые аппараты
Используя слуховые аппараты, ребенок может мобилизовать возможности своего остаточного слуха. Слуховые аппараты оптимизируют восприятие окружающих звуков, усиливая и обрабатывая их таким образом, чтобы создать оптимальное и естественное звучание.

Кохлеарный имплант
Кохлеарный имплант – это миниатюрное устройство, которое позволяет детям с тяжелой степенью тугоухости воспринимать звуки. Устройство представляет собой систему тончайших электродов, которые имплантируются в улитку (лат. cochlea) внутреннего уха. Электроды генерируют электрические импульсы, которые стимулируют сохранившиеся волокна слухового нерва. После чего слуховой нерв посылает электрические импульсы в центральные отделы слухового анализатора.

Так как имплант вводится во внутреннее ухо, он неизбежно повреждает оставшиеся чувствительные волосковые клетки, расположенные в улитке.

Но так как у детей с тяжелой степенью потери слуха на обоих ушах очень мало таких волосковых клеток, или они совсем отсутствуют, то установка кохлеарного импланта и восстановление слуха с его помощью оправдывают разрушение нескольких оставшихся клеток.

Поэтому кохлеарный имплант обычно рекомендуется детям с глубокой степенью снижения слуха на обоих ушах, у которых использование слуховых аппаратов не привело бы к необходимому эффекту. Для таких детей кохлеарный имплант является хорошей альтернативой. Установка импланта производится обычно детям от полутора лет. Перед тем, как принять решение о необходимости кохлеарной имплантации, проводится комплексное медицинское обследование ребенка.
Слуховые аппараты
Процесс подбора и настройки слуховых аппаратов слабослышащим детям, особенно маленьким детям, связан с решением целого ряда задач. Постоянные изменения физических характеристик уха ребенка, его психологическое (уровень зрелости) и речевое развитие требуют гибкого подхода к выбору оборудования и аудиологических методов обследования для достижения наилучшего результата.

Выбор оптимальной модели слухового аппарата
Окончательный выбор модели слухового аппарата вашему ребенку может показаться трудным и радикальным решением, которое требует известной доли осторожности. Но, в отличие от этого распространенного представления, настройка слуховых аппаратов представляет собой динамический и очень гибкий процесс.

С быстрым развитием передовых технологий в области слухопротезирования количество моделей слуховых аппаратов, представленных на мировом рынке, с каждым годом многократно увеличивается. Данный технологический прогресс увеличивает шансы достижения оптимальной настройки.

При выборе и настройке слуховых аппаратов учитываются индивидуальные характеристики нарушения слуха вашего ребенка и характер его повседневного звукового окружения. Врач-аудиолог помогает вам подобрать наиболее подходящую модель слухового аппарата, называя преимущества и недостатки каждой модели.

Бинауральная настройка
Если у вашего ребенка двустороннее нарушение слуха, то следует провести бинауральное (двустороннее) слухопротезирование.

При бинауральной настройке обеспечивается оптимальное усиление звуков, что значительно улучшает разборчивость речи в шумных обстановках. Кроме этого, отсутствие стимуляции остаточного слуха в одном из ушей может являться причиной постепенного ухудшения функции сохранившихся чувствительных клеток.

Привыкание к новым звукам
После подбора и настройки слухового аппарата окончательный, положительный результат в значительной степени зависит от вашей мотивации и усердия. Ваш ребенок должен понять, что для хорошего общения и достижения требуемого результата, ему необходимо носить слуховые аппараты как можно больше. Своим положительным и поощряющим настроем вы можете служить хорошим примером вашему ребенку.
Функционирование слухового аппарата
Врач-аудиолог тщательно проинформирует вас о том, как управлять функциями слухового аппарата и обращаться с ним. Консультирование специалиста и демонстрация функций слухового аппарата более эффективны, чем чтение многочисленных инструкций и брошюр.

Не стесняйтесь задавать вопросы - даже, если некоторые из них кажутся вам глупыми. Ваша любознательность во многом способствует оптимальному развитию речевых навыков вашего ребенка.

Как работает слуховой аппарат?
В действительности слуховой аппарат – это небольшой усилитель в пластиковом корпусе. Микрофон слухового аппарата улавливает окружающие звуки и преобразовывает их в электрические сигналы, которые посылаются в усилитель слухового аппарата. Усилитель увеливает интенсивность поступающих звуков так, чтобы они были слышимы для ребенка.

После усиления динамик слухового аппарата преобразовывает электрические сигналы в звуковые и проводит их во внутрь ушного канала. Некоторые модели слуховых аппаратов оснащены регулятором громкости, с помощью которого подросток или взрослый может увеличивать или уменьшать громкость. Регулятор громкости может представлять собой ручной рычажок или колесико на слуховом аппарате, а также может управляться с помощью пульта дистанционного управления. Многие современные модели слуховых аппаратов настраивают уровень громкости автоматически, т.е. в соответствии со звуковой обстановкой, в которой находится ребенок. На таких слуховых аппаратах регулятор громкости отсутствует.

Слуховой аппарат – это программируемое устройство. Это означает, что врач-аудиолог, осуществляющий настройку, может изменять регулировки в соответствии с потребностями и предпочтениями слабослышащего ребенка. Данные изменения в настройке слуховых аппаратов маленьким детям обычно вносятся один или два раза в год - как правило, после проведения проверки слуха или в случаях, когда ребенок или его родители жалуются на то, что слуховой аппарат не оправдывает их ожидания.

Уход за слуховым аппаратом
Слуховой аппарат вашего ребенка требует повседневного ухода. Регулярно производите контроль и замену батареек. Заряда батареек хватает на период от двух дней до двух недель, в зависимости от типа слухового аппарата. Возможно, что ваш маленький ребенок не в состоянии выразить словами, что его слуховой аппарат не работает по причине разряда батарейки.

Необходимо принять соответствующие меры для того, чтобы батарейки всегда находились вне досягаемости маленьких детей. Следует ежедневно следить за чистотой слухового аппарата и ушного вкладыша для того, чтобы ушная сера не попадала во внутренние компоненты слухового аппарата.

Слуховой аппарат представляет собой электрическое устройство, работа которого может быть нарушена, в результате воздействия на него воды. Поэтому следует обязательно снимать слуховой аппарат перед принятием ванны или купанием. Более подробная информация об уходе за слуховым аппаратом содержится в ссылке об уходе за слуховыми аппаратами на этой странице.
Подбор оптимальной модели слухового аппарата для вашего ребенка
Слуховые аппараты доступны в различных размерах и представлены полным модельным рядом - от заушных моделей (BTE), где электронные компоненты размещены в корпусе, находящемся за ухом пользователя, до незаметных внутриушных моделей, где электроника размещена в индивидуально изготовленном корпусе, размещенном внутри ушного канала.

Детям предлагается исключительно заушная модель, так как ухо ребенка слишком маленькое для внутриушной модели. К тому же заушные слуховые аппараты легче использовать и содержать в чистоте.

Электроника в слуховых аппаратах
Цифровые слуховые аппараты
Большинство современных слуховых аппаратов использует систему цифровой обработки звукового сигнала. Благодаря использованию цифрового сигнала можно очень быстро осуществить сложные вычисления.

Для обеспечения высококачественного звучания используется целый ряд методов обработки.

Кроме этого цифровые слуховые аппараты снабжены множеством новаторских функций, среди которых функция подавления шума, с помощью которой значительно улучшается разборчивость речи в шумном окружении.

Цифровой слуховой аппарат является весьма гибким прибором. Это означает, что регулировки установок слухового аппарата можно изменять в зависимости от возникающих потребностей пользователя.

Расцветки
Слуховые аппараты в разных расцветках
Многие слуховые аппараты доступны в широком ассортименте ярких и необычных цветов.

Причина этого состоит в том, что многие дети предпочитают яркие цвета, которые, по их мнению, делают слуховые аппараты более красивыми и современными в то время, как большинство взрослых пользователей выбирает более незаметные модели, подходящие к цвету их кожи или волос.

Большинство детей считают, что слуховые аппараты бежевого или коричневого цвета слишком скучны.
Аксессуары и вспомогательные устройства
Существует целый ряд различных высококачественных аксессуаров, совместимых со слуховыми аппаратами, которые значительно облегчают жизнь слабослышащего ребенка. Ниже приведен перечень некоторых из них. Большинство аксессуаров можно приспособить к индивидуальным потребностям маленького пользователя.

FM система
FM система с передатчиком/приемником часто используется в процессе обучения. При использовании этого вспомогательного устройства речь учителя поступает в микрофон FM-системы, которая по безпроводной связи посылает речевой сигнал в FM приемник, подключенный к слуховому аппарату ученика. Некоторые приемники подключены к слуховому аппарату с помощью аудиоадаптера, в других системах используется безпроводной приемник, подключенный напрямую к слуховому аппарату.

Помимо использования FM системы в образовательном процессе, систему с успехом можно применять как дома, так и на улице. Ребенок, идущий по улице, может слышать речь своих родителей, несмотря на шум транспорта.

Данное преимущество использования FM системы дает родителям возможность улучшить диалог с ребенком в шумных обстановках и тем самым способствует достижению бoльшей свободы как для ребенка, так и для его родителей.

Используя эту систему в домашней обстановке громкость звука телевизора или стереомагнитофона можно установить на подходящем, комфортном уровне для всей семьи. Участие слабослышащего ребенка в занятиях спортом более эффективно, если тренер дает свои инструкции, говоря в микрофон FM системы.

Система индуктивной связи
Система индуктивной связи состоит из усилителя, который передает звуковой сигнал в приемник через провода, расположенные вдоль стен комнаты. Усилитель можно установить, например, на телевизоре. Система индуктивной связи посылает электромагнитные волны, которые улавливаются слуховым аппаратом, находящимся в режиме «Т» (телефонная катушка).

Дети с тяжелой степенью снижения слуха могут эффективно использовать систему индуктивной связи в сложных звуковых обстановках, например, в классной комнате, театре, церкви или дома. Данную систему можно сравнить с FM системой с передатчиком/приемником, хотя она является менее мобильной, так как использует проводную связь. Большинство слуховых аппаратов доступно с режимом «телефонная катушка».

Система сигнализации
Слабослышащий ребенок может не слышать предупреждений от различных систем сигнализации. Этому можно помочь, установив специальную систему сигнализации в вашем доме. Вы можете подключить данную систему к дверному звонку, телефону, будильнику или датчику дыма. Сигнал от системы сигнализации может преобразовываться в сильный звук, вибрации или мигающий световой сигнал.